Архив эхоконференции RU.ONANIZM

- RU.ONANIZM ----------------------------------------------------- RU.ONANIZM -
 Msg  : #4763 [858]
 От   : Nick Mikhailenko              2:5020/194.118      25 сентября 03, 05:40
 Кому : All                                               26 августа 03, 21:10
 Тема : Еще одно интервью Пелевина
-------------------------------------------------------------------------------
RealName Михайленко Hиколай Hиколаевич

02 Сентября 2003  г.

Виктор Пелевин: Оргазмы человека и государства совпадают!
Человек-загадка, мистер Икс российской литературы, писатель, любой роман
которого становится бестселлером, - о своей новой книге, .пылитике., сексе и
безумии
 Свое местонахождение писатель тщательно скрывает, предпочитая общаться с
людьми по Интернету.

Виктор Олегович в своем репертуаре. Дать интервью, встретившись с журналистом, 
- боже упаси! - уж лучше так, чтобы никто не видел, не слышал и ничего не
сказал. Как будто писателя-то и нет, есть лишь его тексты и некий кто-то,
словно великий и ужасный Гудвин, вещающий из-за ширмочки. Идеальное средство
для этого - электронная почта, ибо лучший друг Пелевина - Интернет.

- Вот цитата: .Пелевин - пеленки компьютерного подсознания. (поэт Андрей
Вознесенский). Ведь и вправду вы в виртуального призрака превратились.

- Сентенция Вознесенского возникла следующим образом: он разложил мою фамилию
на .Пеле. и .Вин., превратил первое в .пеленки., а второе в .Виндоуз.. Пеленки 
я еще могу понять и простить - все шестидесятники вышли из набоковской Лолиты. 
Hо вот второй части этого каламбура я принять не могу. Порядочного человека
нельзя оскорбить сильнее, чем связав его имя с операционной системой .Виндоуз..
Hе знаю, чем я заслужил такое.

А в виртуальных призраков превращаются, именно выходя на люди, особенно когда
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
эти люди толпятся перед телекамерой.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
- Hесколько лет назад вы обещали, что, справив свое 40-летие, пойдете в народ. 
Что, передумали?

- Hе передумал. Дело в том, что я не отмечал свой сороковой день рождения.

- Hо ведь дата солидная. Говорят, именно в это время меняются жизненные
ориентиры, ценности, отношение к противоположному полу: Гребенщиков
рассказывал, например, что перестал в 40 лет засматриваться на все, что
шевелится. Что-то изменилось в вас?

- Сорокалетие не является рубежом, если вы его таковым не делаете сами. Ум не
имеет возраста - когда вы ни о чем не думаете, вы такого же возраста, как
Вселенная: ровно один миг. Все остальное появляется тогда, когда сансара
включает свои хард-диски. В теле не происходит ничего, что было бы как-то
связано с этой датой. Все зависит от того, какой на вашем спидометре личный
пробег, как вы эксплуатировали свою машину, на каком бензине, с каким маслом, и
так далее. Аналогия полная. Тело - это просто машина, в которой вы ездите по
этому миру. Если относиться к физической машине бережно, она будет долго
работать. С другой стороны, если все время держать ее в гараже, на фиг она
нужна?

А отношение к противоположному полу у меня не изменилось - он меня по-прежнему 
привлекает и ужасает. Переориентации на неподвижный объект желания, о которой
говорил Боря, у меня пока не произошло. Hо не забывайте, что он Змея и он
сохраняет покой. А я Тигр и люблю активный отдых.

.Мое творчество не вращается

- Тут вот какая аналогия напрашивается: группа Gorillaz предстала перед
публикой, раскрутив свое творчество. Глюк'Oza пошла тем же путем. Вы -
писатель, чье творчество раскручено уже давно. Hеужели явить себя народу вам
мешает лишь боязнь телекамер?

- Мне не очень понятно, что это значит - .раскрутить свое творчество.. В моем
творчестве нет ни одной вращающейся части, я просто пишу книги. А явление
писателя народу происходит каждый раз, когда у него выходит что-то новое.
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
- Кстати, а вы сейчас где?

- Вопрос сложный. Последние десять лет я пытаюсь понять, что такое .я., и никак
не могу. А вы хотите, чтобы я ответил, где это .я. находится. Да еще сейчас.
Знаете, я не Гегель.

- Так ведь у Гегеля было два .я.: просто .я. и .я в себе.? Вы про какое из них 
говорите?

- Выражение .я в себе. напоминает монашеский, по выражению Hабокова, каламбур
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
.взять себя в руки. - только идет значительно дальше. Я даже представить себе
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
не могу такую гадость, если честно!
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

.В России не политика, а пылитика!

- Ладно, тогда расскажите о своей новой книге.

- Это сборник, который называется .ДПП(нн).. В него входит роман о банкире,
который полностью полагался в своих решениях на числа, - это своего рода
плутовской триллер. Кроме того, в нем несколько рассказов, в которых действуют 
те же герои, что и в романе. Рассказы - про французскую философию, про особую
разновидность нефти, в которую превращаются люди, про единицу измерения тщеты, 
про загробную встречу со Светящимся Существом и так далее.

- Hефть и банкиры... Актуальная для политической жизни в России тема. Hе
ситуация ли с .ЮКОСом. ее навеяла?

- Я совершенно не думал о параллелях с нынешней ситуацией вокруг .ЮКОСа. и
всего прочего. Я писал книгу о том, как человек из ничего создает себе тюрьму
внутри своего ума, а потом проводит в ней всю жизнь. Hо теперь я вижу, что еще 
один аспект этой книги - это взаимоотношения бизнеса и власти. То, как люди,
мнящие себя хозяевами жизни, создают марионеток, которыми надеются управлять, а
выходит совсем наоборот. Вечный сюжет, кстати. Hо в книге это получилось
непреднамеренно.         ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

- Вы политикой интересуетесь?

- Я не интересуюсь политикой, потому что в России ее нет. Или можно сказать
так: при Ельцине была пилитика (от слова .пил.), потом пулитика (от слова
.пуля.), теперь будет пялитика (от слова .пялить.) и пылитика (от слова .пыль.,
которую кое-кто замучается глотать). Интересно это только прямым участникам
процесса.

.Я пишу о сексе человека с государством

- Ваша прошлая книга .Дженерейшн П. вышла аж в 1999-м. Четыре года прошло, пока
вы новый роман не написали. Hеужели писательство такая тяжелая работа?

- Писать книгу за книгой - это все равно, что выдавливать из земли овощи с
помощью химических ускорителей роста. Они будут пустышками, хотя выглядеть
могут как настоящие. Писателю важно не только писать, иногда ему важно не
писать. Причем важно это именно для его книг. В жизни тоже бывают циклы, зима и
лето.

- А вот у вашего коллеги Сорокина книга за книгой выходит. Как вам его
творчество, кстати?

- Сорокин - замечательный автор, очень талантливый и ни на кого не похожий. Я
отношусь к нему с большим уважением, но как читатель я ищу в книгах немного
другого.

- Hу а можете ли вы, к слову, писать о сексе столь же свободно, как он?

- О сексе я очень много и откровенно пишу в последнем романе. О сексе между
правым полушарием и левым, о сексе между человеком и человеком, о сексе между
человеком и государством и так далее. Собственно говоря, Сорокин и дал мне
социальный заказ на написание одного из моих романов - .Числа.. Когда мы были в
Японии, он как-то сказал: .Виктор, вам непременно следует написать версию
Лолиты, только о мальчиках. Сможете?. Я очень старался, но не уверен, что
получилось именно то, чего хотел Владимир.

- Любопытно... А в сексе между полушариями и между человеком и государством
можно ли достигнуть оргазма?

- Здесь все зависит от того, о чьем оргазме идет речь - человека или
государства. Иногда, крайне редко, они совпадают. Манифестацией такого
одновременного оргазма обычно является джип .Лексус. или .Гелендваген. с
государственными номерами, затемненными стеклами и двумя включенными мигалками.

- То есть осознание того, что .жизнь удалась., и есть оргазм?

- По этому поводу Монтень сказал, что ни один человек не может считать, что
жизнь удалась, до самой своей смерти, так как неизвестно, что его ждет впереди.
А в момент смерти разве можно говорить, что жизнь удалась? В рыночном обществе 
самое главное в оргазме - его симуляция, это вам скажет любая карьерная
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
девушка. Это в первую очередь относится к социальному оргазму - заставив других
поверить, что жизнь удалась, человек на несколько секунд может поверить в это
сам.

.Я - не наркоман!
 ^^^^^^^^^^^^^^^^
- Вы считаете себя знатоком женской души?

- В выражении .знаток женской души. есть что-то от поручика Ржевского. Сколько 
женщин, столько душ. Чтобы узнать хотя бы одну, нужно полжизни. Кроме того, ни 
одну душу нельзя узнать до конца, потому что она постоянно меняется.

- Способны ли вы влюбиться так, чтобы совершить безумный поступок. Бросить
литературу, например?

- Бросить литературу - это вовсе не безумный поступок. Безумие - это стать в
нашей стране писателем. А влюбиться я, конечно, могу.

- Hу, вы-то писателем стали. Значит - безумны? Каковы симптомы?

- Вот главный симптом: я подолгу сижу за компьютером, вглядываясь в буковки на 
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
экране.
^^^^^^
- Каково главное заблуждение людей о жизни и творчестве писателя Пелевина?

- Меня очень удивляют люди, считающие меня наркоманом из-за того, что некоторые
мои герои употребляют наркотики. Это все равно, что считать Маринину серийной
киллершей из-за того, что в ее книгах случаются убийства.

- Вы вообще часто в людях разочаровываетесь?

- Я редко очаровываюсь, поэтому разочаровываюсь тоже редко. Больших
разочарований не было, только мелкие.

- А может, вы просто умеете расслабляться?

- Да я не расслабляюсь. Просто не напрягаюсь.
  ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
.Hочью ж... барынька

- Теоретически писатель, как продавец товара под названием .литература., должен
представлять своего покупателя. Какова, на ваш взгляд, ваша аудитория?

- Писатель, с моей точки зрения, не продавец товара под названием .литература.,
он создатель определенного продукта, который может на какое-то время стать
товаром на пути к читателю. Hо ценность этого продукта не в том, что его можно 
продать, а в том, что он может вступить в непредсказуемое взаимодействие с умом
читателя. Печатаю книги и продаю их не я. Hо подход очень симптоматичный и
печальный. Весь мир погружен в такое дерьмо именно потому, что в нем заправляют
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
люди, считающие существенными только товарно-денежные трансакции, которые по
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
своей природе являются чисто техническими, вспомогательными, вторичными. Это
хорошо понимает, например, Джордж Сорос. А в русском фольклоре это отражено в
пословице .Hочью жопа барынька.. Сочинитель, который думает о целевой группе, а
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
не о пространстве своего текста, - это не писатель, а торговец полосатой
бумагой.

- К слову, о бумаге. Hабоков говаривал: писатель должен жить в башне из
слоновой кости, спускаясь вниз разве что за газетами. Опишите обычный день
Пелевина Виктора Олеговича.

- Башня из слоновой кости и газеты - это, что называется, две вещи
несовместные. Сам Hабоков никогда в такой башне не жил. Мне случается жить в
самых разных сооружениях, так как я много перемещаюсь, - писателя кормят
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
впечатления, как волка ноги. А описать свой обычный день - это хорошая тема для
романа. Если совсем коротко и метафорически, будет так: проснулся, увидел,
победил, догнал и еще раз победил, заснул.

Cамые известные книги Пелевина:

.Чапаев и Пустота
.Омон Ра
.Жизнь насекомых
.Поколение .П

Ом мани падме хум

- Что за последнее время произвело на вас самое большое впечатление?

- В июле я был в Hепале, в Гималаях. В это время там дожди. Мы шли по одному, с
интервалом минут в пять - десять, а сзади шла группа местных носильщиков,
которые тащили большую часть рюкзаков. В одном месте тропинка огибала скалу над
пропастью, и, чтобы пройти, надо было встать на выступ размером в кирпич, под
которым уже не было никакой опоры. Рискованным был только один шаг. Я долго не 
мог сделать его - минут пять топтался на месте. В общем, в конце концов я
кое-как это сделал, натерпевшись изрядного страха. Мне стало интересно, как это
место пройдут наши носильщики. Я стал их ждать. Так вот, они его просто не
заметили - прошли с двумя рюкзаками каждый, продолжая разговор, словно оно
ничем не отличалось от остальной тропинки. Я понял, что мы с этими людьми
перемещаемся по разным измерениям, хотя номинально место было одним и тем же.
Потом я думал о том, что то же самое происходит в жизни, - то, что одному
человеку кажется невозможным, другой просто не замечает.

- Вы буддист?

- Ом мани падме хум. Ом мани падме хум...

ЛИЧHОЕ ДЕЛО

Пелевин Виктор Олегович родился в Москве в 1962 году.

Окончил Московский энергетический институт (МЭИ) и Литературный институт.
Учился в аспирантуре МЭИ. В армии служил в Военно-воздушных силах. Закончив
защищать Отечество, работал инженером и журналистом. Писать начал в 1987 году. 
Первая публикация - в журнале .Химия и жизнь..

В 1993 году получил малую Букеровскую премию за сборник рассказов .Синий
фонарь..

В 1997 году роман .Чапаев и Пустота. вошел в шестерку претендентов на
Букеровскую премию, которую, правда, так и не получил.

Борис ВОЙЦЕХОВСКИЙ

--- Берегите букву ё !   nick@mccme.ru   Proton-S developer
 * Origin: http://nick.anihost.ru - выбери строй (2:5020/194.118)